Разработка логотипа Kirill Politiko

Как эстетической форме метамодернизму — маятнику, раскачивающемуся между изжившим себя постмодернистским цинизмом и наивным модернистским пафосом, — свойственно выражение посредством нового романтизма: чувственного, почти интимного, не без взгляда сквозь призму постмодерна, переосмысления воззрений и идей, сформулированных Кантом и воспетых и увековеченных стариной Байроном. Метамодернизм в философской категории нас не интересует, но продукт современного искусства, несущий в себе метамодернистскую двойственность – очень даже.

Необходимость семантического определения современной эпохи возникла после восходящих в культуре и искусстве тенденций отказа от постмодернистской насмешки, постмодернистского отрицания бытия, самих разрушительных идей постмодернизма. Сегодня иронизирование над смертью и богом — признак дурного вкуса, осквернение православного храма становится лишь инфоповодом, засоряющим новостную ленту, а выступление Джимми Карра в дуэте с Игорем Христенко на внеочередном юбилее «Кривого зеркала» удивит разве что зрителя за семьдесят.

Однако, обозначив эти тенденции как возвращение к модернизму, мы предоставляем сторонникам академической теории основание объявить очередное явление смены холодного постмодернистского течения теплым течением модернизма, признавая поражение в борьбе за любимое увлечение — навешивание очередного описательного ярлыка, позволяющего почувствовать, что мы снова правы и созерцаем общемировые метаморфозы под должным углом.  Поэтому, дабы очертить границы и условия возможности зарождающегося культурного направления, рассматривая метамодернистский дуализм, мы дадим определение двум его ключевым предтечам.

Модернизм как течение получил развитие в конце девятнадцатого века и провозгласил идеи рационализма, условности и метафоричности художественного стиля, позитивного идеализма, отрицая предыдущий исторический опыт и исступленно стремясь к новаторству: он стал эпохой отказа от традиционных образчиков и форм в теории искусства, эпохой экспрессионизма, футуризма, кубизма — строго говоря, всего того, что и сегодня вызывает бурные дискуссии в вопросе истинной ценности неизвестного доселе эскиза Ван Гога. Литература обогащается новыми повествовательными стилями, а осмысление войны и потерянное поколение становятся ее центральными темами.